Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате длительной деятельности.
Усталость — это субъективное переживание человеком утомления и таким образом сигнал организму о необходимости прекратить или снизить интенсивность деятельности, чтобы избежать расстройства нервной системы.
При выполнении тяжелой, но интересной работы человек может уставать меньше, чем при выполнении более легкой, но неинтересной.
Так это и у водителей: в состоянии утомления он может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или интереса к работе. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при вождении автомобиля в условиях насыщенного городского движения.
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Когда работоспособность снижена, это может привести к невнимательности и, как следствие, дорожно-транспортным происшествиям.
Быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, затем мышцы и потом нервы. В результате утомления происходят нарушения в восприятии, памяти, мышлении и внимания, а также снижается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении ситуации на дороге.
При утомлении навыки, доведенные до автоматизма, сохраняются. Это позволяет правильно действовать в стандартных ситуациях. Усталость затрагивает сложные виды психической деятельности, снижает готовность к действиям при резком изменении ситуации на дороге. Снижается уверенность водителя, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чем дольше рабочий день водителя, тем более вероятны ошибки, допущенные к концу рабочего дня. Проведенные исследования позволили выявить следующую закономерность между временем управления автомобилем и количеством ДТП.
Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, то степень возможного попадания в ДТП становит ся в 2 раза чаще, если свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч.
Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Оно зависит от выполняемой работы. Работа водителя сочетает все три вида утомления, потому что при ней физичес каядеятельность протекает на фоне умственного и сильного эмоционального напряжения. Больше всего водитель устает эмоционально. Это возникает из-за постоянной готовности действовать быстро, в целях избежания ДТП. В некоторых ситуациях от водителя требуются поспешные действия, которые близки к пределу психофизиологических возмож остей — это вызывает быстрое переутомление. Физическое утомление возникает из-за малоподвижной рабочей позы и однообразия выполняемых действий. При подвижной рабо те происходит смена напряжения и расслабления мышц. Мышечные ткани отдыхают во время расслабления. Это позволяет сохранить работоспособность на более длительный срок. При длительном управлении транспортными средствами возникает напряжение как в мышцах туловища, так и мышцах конечностей. Развивается утомление, связанное с мышечной слабостью. Руки затекают, и водители начинают попеременно трясти то одной рукой, то другой. Если вы управляете большим грузовым автомобилем на участке дороги с плотным потоком транспорта, это может создать аварийную ситуацию. Для снятия напряжения необходимо каждые 2 ч делать перерывы на 15—20 мин.
Умственная и физическая деятельность всегда взаимосвязаны . Умственная работа водителя заключается в непрерыв ной оценке ситуации на участке дороги и принятии соответ ствующих решений. Далее происходит выполнение принятых решений, т. е. физическая деятельность, в результате чего обстановка на дорожном полотне изменяется.
И так по замкнутому кругу. Переключение с физической деятельности на умственную снижает утомление, и наоборот.
Но в случае интенсивного умственного или физического труда такое переключение не срабатывает, потому что после тяжелой физической работы человек просто неспособен занимать ся умственной, и наоборот.
Особенно опасным симптомом утомления является сонливость. Она может привести к засыпанию за рулем. Можно привести следующую печальную статистику. В США 4% всех ДТП со смертельным исходом случаются из-за того, что водители засыпают за рулем. Во Франции 20,6% ДТП со смертельным исходом и 14,9% с ранениями происходят по той же причине. В Японии вследствие этой же причины происходят 61,3% столкновений, 33,1% наездов на препятствие, 5,8% наездов на пешеходов. В России цифра ДТП, случившихся по причине сильного переутомления водителей, колеблется от 1,7 до 2,4%.
Как правило, водители борются со сном. Но необходимо знать, что засыпание часто происходит внезапно. Безопасное движение на дороге может быть под угрозой. Сны могут быть настолько внезапными, что будут восприниматься как реальность. Были случаи, когда водители видели во сне на дороге пешеходов или животных и, внезапно просыпаясь, начинали тормозить или сворачивать с дороги, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям.
Засыпание за рулем не обязательно следствие переутомления, оно может быть вызвано монотонной окружающей обстановкой. Когда длительное время не происходит смена ландшафта, скорость движения не меняется и хорошо слышен шум двигателя, может произойти так называемое сонное опьянение. По данным исследований, этому состоянию подвержены в полной степени 23% водителей, в легкой — 74% и только 3% не подвержены вовсе.
Чтобы не допустить сонного опьянения, необходимо отвлекаться, но не надолго .
Например, советуют есть кислые конфеты, разговаривать с пассажирами, петь и регулярно проветривать кабину. Если вы сильно устали и никакой из вышеперечисленных методов вам не помогает, то лучше остановиться и поспать хотя бы полчаса.
Были разработаны различные приборы, помогающие бороться со сном. Они подают различные сигналы, а если на них не реагируют, то выключают зажигание. В США такое устройство прикрепляется за ухом, и когда голова водителя наклоняется более чем на 60 ° и он перестает видеть дорогу, раздается громкий звуковой сигнал. Во Франции было изобретено устройство, которое фиксирует изменения электрической активности мозга. При засыпании электрическая активность снижается и прибор подает световой сигнал. Если его игнорируют, то раздается звуковой сигнал, после чего выключается зажигание. Также изобретены очки, от дужки которых отходит провод к электронному анализатору. Они реагируют на моргание. Если в течение 20 с водитель ни разу не моргнул, то раздается звуковой сигнал, а после него выключается зажигание.
Хотя все эти приборы помогают не заснуть за рулем, но проблему переутомляемости они не решают.
Можно проследить, как в течение недели изменяется работоспособность. В понедельник она очень высокая и идет по нарастающей. Вторник, среда и четверг — характеризуются высокой работоспособностью. В пятницу и в субботу происходит резкое снижение работоспособности. Наибольшего пика работоспособность достигает в среду, а затем начинает снижаться до самого малого значения в субботу..
Расписание рабочего дня водителя должно быть спланировано таким образом, чтобы сохранение его работоспособности
стало главным приоритетом, а следовательно, будет гарантия того, что рабочий день пройдет без проблем.
Источник: club2101.comРекомендуемые статьи: «Что такое транспортный барометр?» «Транспортная биржа – логичное развитие транспортной трасли!« «Принцип работы транспортной биржи«