Author: | Category: Новости |

Первый квартал 2022 года находится под сильным влиянием последствий российской войны в Украине. Деловые настроения в Европе резко упали. Спрос на транспортные услуги остается высоким. Однако рост цен на энергоносители оказывает огромное влияние на автомобильные грузоперевозки. Сектор сталкивается с огромными проблемами.

Спрос на грузовые помещения превышает предложение по всей Европе

Хотя в начале года деловой настрой пережил новый подъем, ожидания были пересмотрены в сторону понижения из-за последних событий, связанных с войной России в Украине. Экономические последствия отразились и на транспортном рынке. В целом, количество предложений по грузоперевозкам в Европе в первом квартале снизилось на 4 % по сравнению с предыдущим кварталом. Причиной этого является снижение предложений по грузоперевозкам в январе (-8%) и феврале (-12%).

В марте объявления о грузоперевозках и, соответственно, спрос на транспортные мощности снова выросли по всей Европе на 42%. Это объясняется тем, что предложение грузового пространства стало более жестким из-за экономических последствий — в первую очередь, роста цен на энергоносители. Спрос на грузовые помещения в первом квартале 2022 года значительно превышает предложение по всей Европе. В среднем соотношение предложений грузовых и грузовых площадей составило примерно 70:30. Эта картина отражается и на внутреннем немецком транспортном рынке, например. Спрос постоянно превышает предложение грузового пространства (см. график).

Различия в соотношении между странами

Некоторые отношения, однако, показывают совершенно другое соотношение: Предложение грузовых мест из Германии в Италию в первом квартале развивалось от первоначально сбалансированного соотношения до явного увеличения грузовых мест в основном более чем на 70 процентов (см. график). «На отношения между Германией и Италией, вероятно, повлияли продолжающиеся узкие места в производстве немецкой экономики», — анализирует Гуннар Гбурек, руководитель отдела по деловым вопросам TIMOCOM, имея в виду снижение показателей экспорта.

В обратном направлении можно заметить, что до начала войны и принятия санкций соотношение грузов и грузовых площадей первоначально также находилось на сбалансированном уровне между 60:40 и 40:60 процентами. Но затем, в марте, предложение грузовых мест рухнуло, и спрос значительно превысил предложение: около 75 процентов предложений грузовых мест против предложения грузовых мест в 25 процентов. И это несмотря на то, что резкий рост цен на энергоносители также сильно ударил по многим важным секторам итальянской экономики. Сталелитейная промышленность, в частности, чрезвычайно зависит от запасов сырья из Украины, поэтому почти все металлургические заводы сократили производство, а в некоторых случаях и вовсе остановили его. По всей видимости, другим отраслям удалось сохранить или даже увеличить экспорт в Германию, что поддерживало высокий спрос на трюмы.

Снижение транспортных мощностей из-за высоких цен на энергоносители

Рост цен на сырьевые товары и энергоносители оказывает серьезное влияние на сектор транспорта и логистики во всех странах. Особенно высокие цены на дизельное топливо и различные уровни цен в Европе наносят ущерб в основном небольшим транспортным компаниям и конкурентоспособности грузовых автомобильных перевозок в Европе.

Тот факт, что доля грузовых предложений в системе TIMOCOM остается столь высокой по всей Европе, объясняется, среди прочего, значительно более низкими погрузочными мощностями. В связи с резким ростом цен на энергоносители и сохраняющейся нехваткой водителей многие транспортные компании продали или временно закрыли грузовики.

Резкий рост цен на энергоносители (дизельное топливо и газ) и нехватка водителей в Европе усугубляются войной в Украине. Многие украинские профессиональные водители вернулись домой, и их не хватает, особенно балтийским и польским перевозчикам и транспортным компаниям.

Что война в Украине означает для транспортного рынка?

В Польше, непосредственном соседе Украины, последствия этого явно ощущаются: поскольку многие украинские водители работали там, некоторые транспортные компании потеряли до трети своего персонала и были вынуждены закрыть часть своего автопарка. Поскольку большинство европейских компаний разорвали сотрудничество с российскими партнерами, спрос на транспортные услуги еще больше снизился. Еще одной причиной слабой ситуации с заказами является то, что некоторые украинские компании прекратили свою деятельность, то есть больше не заказывают комплектующие и не отгружают товары. Особенно это касается автомобильного сектора.

Перевозки из Европы в Россию практически остановились. С середины марта в системе TIMOCOM практически больше не было транспортных запросов в Россию. В марте предложения грузоперевозок из Европы в Россию рухнули примерно на 85%. Эта ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем. Из-за санкционных списков в Россию по-прежнему поставляется лишь небольшое количество продукции, а пути доступа в Россию сложны и занимают много времени.

Интересное развитие наблюдается в предложениях грузоперевозок из Европы в Украину. После начала войны количество запросов на грузоперевозки значительно снизилось и в целом упало на 50%. В марте, однако, они снова немного выросли на короткое время. «Мы заметили, что после начала войны перевозки гуманитарных грузов, среди прочего, были востребованы в нашей системе, а затем больше не осуществлялись», — объясняет Гуннар Гбурек. Даже если это кажется немыслимым, производство на западе Украины продолжается. В системе «умной логистики» TIMOCOM все еще есть транспортные запросы, направляющиеся на запад, хотя их уже не так много, как до начала войны. В целом, в марте прибытие грузов из Украины снизилось более чем на 80% по сравнению с предыдущим месяцем.

Эти ситуации со всеми их проблемами затрагивают каждую страну Европы, и конца этому не видно. «Европа держится вместе и вместе противостоит экономическим и транспортным вызовам. Кроме того, страны оказывают гуманитарную помощь народу Украины», — объясняет Гуннар Гбурек, руководитель отдела по работе с бизнесом TIMOCOM. «Почти никто не мог предсказать такого уровня солидарности».

Первые транспортные забастовки и протесты в Европе

В отрасли, однако, первоначальное сопротивление воздействию дает о себе знать. В Германии, Испании и Франции уже прошли первые акции протеста против высоких цен на электроэнергию для водителей грузовиков, которые привели к кратковременным колебаниям предложений по грузоперевозкам. В Испании, в частности, забастовка работников транспорта привела к двухнедельной остановке грузовиков, что спровоцировало серьезный экономический кризис. Некоторые отрасли, такие как молочная промышленность, пищевая промышленность, автомобильная промышленность и строительная промышленность, были вынуждены временно прекратить свою деятельность. Это было хорошо видно и по предложениям на грузоперевозки, которые во время забастовки выросли в Испании с менее чем 10 процентов до более чем 50 процентов (см. график). Такого развития событий в Испании еще не было.

Хотя правительство не пошло на переговоры с бастующими, протесты в Испании в конечном итоге увенчались успехом: сектор получит 1,125 миллиарда евро в качестве компенсации за повышение цен на топливо. Помимо обещания минимальной субсидии в размере 20 центов на литр или килограмм топлива для дизеля, бензина, газа и присадки Adblue, была обещана прямая помощь в размере 450 миллионов евро для компаний в секторе грузовых и пассажирских перевозок, в частности, а также удвоение средств на помощь при выходе из профессии транспортного оператора.

Финансовая помощь для обеспечения транспортных мощностей

Текущая динамика и делает прогнозирование на второй квартал очень сложным. Однако если негативные экономические последствия и протесты в других европейских странах усилятся, сектор и вся европейская экономика столкнутся с трудностями во втором квартале 2022 года. Если бы европейские правительства оказывали финансовую поддержку и помощь транспортному сектору повсеместно, как это происходит, например, в Германии и многих странах Восточной Европы, положение транспортных компаний могло бы, по крайней мере, несколько облегчиться. В этом случае транспортные мощности не должны сократиться так сильно, как опасаются многие логистические ассоциации.