Автор: | Рубрика: Новости |

Формально действие Конвенции МДП в России продолжается

Формально действие Конвенции МДП в России продолжается

Президент России поручил правительству РФ до конца мая 2015 г. обеспечить непрерывное действие на территории страны Конвенции МДП и соглашения с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков. К этому сроку кабинет министров должен определить национальное гарантийное объединение и заключить с ним соответствующее соглашение. В свою очередь, ФТС России перенесла срок расторжения договора с АСМАП об обязательствах, связанных с применением книжек МДП, на 30 июня 2015 г. Таким образом, действие Конвенции МДП на территории России формально продолжается. О том, какую роль играют книжки МДП в международной перевозке грузов, «Российской Бизнес-газете» рассказал глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрий Чельцов.

— Полтора года назад ФТС России ограничила применение системы МДП в России, в результате сейчас, несмотря на поручение президента, книжки МДП беспрепятственно принимаются только тремя таможнями в Северо-Западном федеральном округе. Какие издержки это принесло международным перевозчикам?

— Да, начиная с 2013 года ФТС России вводила различные ограничения при использовании системы МДП в нашей стране, что привело к возникновению дополнительных барьеров в деятельности как российских, так и зарубежных участников внешнеэкономической деятельности. Проведенные в 2014 году Копенгагенской школой экономики (Дания) и Высшей школой экономики (Россия) исследования показали, что с введением ограничений международные транспортные компании стали вынуждены покупать как минимум две гарантии для осуществления перевозок в Россию вместо одной книжки МДП, как это было раньше. Кроме того, перевозчикам навязывались дополнительные услуги таможенных представителей в виде, например, электронного предварительного информирования или сопровождения грузов. Исследования зафиксировали увеличение транспортных тарифов примерно на 1,4%. Но есть и косвенные потери. Выполняющие международные перевозки компании были вынуждены тратить до 25% больше времени на административную работу, связанную с согласованием новых цен с партнерами. А изменение оптимальных маршрутов на маршруты, на которых возможно применение книжки МДП, привело к увеличению до 15% продолжительности транспортной операции.

Всё это время проблема постоянно обсуждалась на заседаниях органов ООН по вопросам обеспечения эффективности функционирования системы МДП, в которых принимали участие также представители таможенных органов и иных компетентных ведомств РФ. Неоднократно она становилась объектом внимания кабинета министров, а теперь – и президента страны. С учетом поручений, данных правительству Владимиром Путиным в конце февраля, важность и необходимость обеспечения надлежащего функционирования системы МДП в России становится очевидной для всех. Прогресс, достигнутый на пути к окончательному разрешению ситуации, вселяет уверенность, что трудности с применением книжек МДП на территории России будут устранены в самое ближайшее время.

— Насколько финансовая гарантия, предоставляемая книжкой МДП, популярна в мире?

— За последние 10 лет среднее количество ежегодно выдаваемых по всему миру книжек МДП постоянно возрастало и достигло 3 млн экземпляров. То есть ежедневно по этой системе происходит примерно 50 тыс. пересечений границ и начинается около 10 тыс. транспортных операций.

Конвенция МДП представляет собой единственную универсальную международную транзитную систему, позволяющую осуществлять перевозку товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами, обеспечивающую признание мер таможенного контроля таможенными органами стран – пользователей системы на протяжении всей перевозки. Кроме того, использование книжек МДП зачастую продиктовано требованиями импортеров и экспортеров. Это объясняется тем, что транспортные компании проходят проверку со стороны таможенных органов и получают допуск к работе по системе МДП, то есть являются наиболее надежными. Кроме того, при таких перевозках применяется система управления рисками, которая позволяет контролировать доставку товаров до места назначения, а в случае получения информации о недоставке в кратчайшие сроки принять меры по минимизации риска неуплаты таможенных платежей.

— Сколько стран сейчас применяют эту транзитную систему, и ожидается ли в их «семье» пополнение?

— Конвенция МДП подписана 68 государствами, из них по этой системе работают 58 стран, расположенных в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Ожидается, что в 2015 году к Конвенции МДП присоединится Китай, таможенное ведомство которого передало необходимый пакет документов на рассмотрение Госсовета КНР. Также в ближайшее время возможно «подключение» к системе Объединенных Арабских Эмиратов и Пакистана.

Наиболее важными и значительными с точки зрения объемов перевозок по системе МДП являются страны региона СНГ и Турция. Причем в Содружестве книжка МДП остается наиболее доступным с финансовой точки зрения способом обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при таможенном транзите.

— А каково значение этой транзитной системы конкретно для России?

— Для РФ система МДП всегда играла особо важную роль, поскольку из 3 млн выдаваемых книжек примерно половина закрывалась на территории нашей страны. Так что Россия благодаря своему уникальному географическому положению и значительному объему внешнеторговых и транзитных грузопотоков, перевозимых по национальным транспортным коммуникациям, может и должна получить максимальную выгоду от полноценного и беспрепятственного функционирования системы МДП на всей территории и значительно повысить эффективность своего транспортно-транзитного потенциала.

Источник: БАМЭ
Рекомендуемые статьи