После завершения мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., в транспортной логистике России появились признаки улучшения положения дел: увеличилась активность традиционных заказчиков на перевозки от крупных торговых сетей, дистрибьюторов и производителей товаров, логистических центров обслуживающих товарные потоки, и от участников ВЭД, обеспечивающих, в частности, импортный поток грузов в Россию.
По данным статистики ФТС РФ, в первом квартале 2010 года наблюдался прирост импорта в пределах 15-20%. Это очень позитивный тренд для российской транспортной логистики, пережившей не самые лучшие времена в период последнего мирового экономического кризиса.
Рис. 1. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн. тонн. Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
Как видно на Рис.1, дела в транспортной отрасли России были еще хуже только в период предыдущего мирового экономического кризиса (1997-1998 гг.). Тогда, провал в перевозках составил более 50%, но и экономика России была значительно слабее!
В связи с тем, что итоги 2010 года по описываемым видам транспорта еще не подведены ни в Росстате, ни в других агентствах, возможно, только экспертно оценить объемы грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом за 2010 г. и сделать прогноз на 2011 г.
В частности, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ,изменения в объемах грузоперевозок в 1-м квартале 2010 года по сравнению с 1-м кварталом 2009 г имеют положительную динамику (рис.2):
- железнодорожного – 977,2 млрд. (112,9%),
- автомобильного – 89,8 млрд. (109,3%),
- морского – 49,9 млрд. (108,3%),
- внутреннего водного – 18,4 млрд. (110,2%),
- воздушного (транспортная авиация) – 2,2 млрд. (145,6%).
Рис. 2. Изменение перевозок грузов и грузооборота в Iполугодии 2010г. к Iполугодию 2009г. Источник: ФСГС РФ (Росстат) и Аналитический обзор Транспортно-логистического рынка России за 2010 год, ЕАЛА.
Наши экспертные оценки по приросту грузооборота в 2010 году по сравнению с 2009 г., по-видимому, могут находиться для железнодорожного транспорта в пределах 12-13%, для грузового автомобильного транспорта могут быть в пределах 9-10% . Прогнозы на 2011 г. по приросту грузооборота для железнодорожного транспорта могут находиться в пределах 14-16%, а прирост грузооборота для грузового автомобильного транспорта в 2011 г. может составить в пределах 11-12 % по сравнению с 2010 г.
Ключевые факторы выхода из кризиса транспортной отрасли в целом и транспортной логистики в частности — это конечно рост потребления наших граждан. А так же другие факторы, например: уменьшение безработицы, активное привлечение инвестиций в нашу страну, размораживание докризисных инвестиционных проектов и программ, более активная модернизация транспортной инфраструктуры, увеличение ипотечного и потребительского кредитования. Улучшение не на словах, а на деле — бизнес-климата для малых предприятий и, передача им — части подрядов и работ из государственных заказов. Перевод государственной программы «автохлам в обмен на новый автомобиль» в отрасль для грузовых автоперевозок, а затем и для автомобилей перевозящих людей. Причем, такая программа должна действовать постоянно, при наступлении определенного возраста автомобиля. Естественно возвращение на рынок России большего объема лизинговых операций для автомобильного грузового транспорта.
Источник: http://www.tamognia.ru